Человек и животные. Сравнение психики
История сравнительных исследований. |
Между
человеком и животными со временем выявляется все больше сходства. |
История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между
человеком и животными со временем выявляется все больше сходства. Получается, что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него одну привилегию за другой, а человек, напротив, отступает,
без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.
Примерно до середины XYII века многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность
механики тела, но оставалась разобщенность психики и поведения (XYII — XYIII вв.).
Теория эволюции Ч. Дарвина шатким мостиком эмоциональной экспрессии перекрыла психологическую и поведенческую пропасть, веками разделявшую эти два биологических вида, и с тех пор начались интенсивные исследования
психики человека и животных. Поначалу под влиянием Дарвина они касались эмоций и внешних реакций, затем перекинулись на мышление, направленное на решение практических задач.
Речь, с самого начала ее использования людьми стала действенным средством влияния человека на самого себя, управления своим восприятием, вниманием, памятью, другими познавательными процессами. Наряду с первой, данной
человеку от природы сигнальной системой (И.П.Павлов), которая представляла собой органы чувств, человек получил вторую сигнальную систему, выраженную в слове.
Обладая известными людям значениями, слова стали оказывать на их психологию и поведение такое же воздействие, как и замещаемые ими предметы, а иногда даже большее, если они обозначали явления и предметы, которые
трудно представить (абстрактные понятия). Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Восприятие приобрело такие качества, как предметность(свойство восприятия представлять
мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам), константность, осмысленность (свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению
определенный смысл, обозначать его словом, относящейся к определенной языковой категории), структурность (свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые
структуры); внимание стало произвольным, память — логической; мышление — словесным и абстрактным. Практически все психические процессы человека вследствие использования речи для управления ими вышли за пределы
своей природной ограниченности, получили возможность дальнейшего, потенциально безграничного совершенствования.
Слово стало основным регулятором человеческих поступков, носителем нравственных и культурных ценностей, средством и источником цивилизации человека, его интеллектуального и морального совершенствования [Немов, 1997 ].
Глобальное влияние на развитие людей оказали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельности. Появление буквенной символики привело к
возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в голове отдельного человека, исчезла опасность безвозвратной утраты из потери памяти или ухода хранителя информации из жизни.
Особо выдающиеся достижения в совершенствовании способов записи, хранения и воспроизведения информации пришлись на последние десятилетия истекшего века.
В начале истекшего столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П.Павлов). Наконец, последние несколько десятилетий XX века оказались связанными с поисками
идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животных.
Казалось бы, в психике человека к настоящему времени уже почти не осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На самом деле это не так.
Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных — и в виде
образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. — с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается
наличием соответствующих анализаторов.
Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами; восприятие — предметностью, константностью, осмысленностью, а память — произвольностью и
опосредствованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются
далее благодаря обучению.
Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь
то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.
Иначе обстоит дело у человека. Он может запоминать, хранить и воспроизводить огромное количество информации потому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию
постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но и передавать из поколения в поколение.
Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в
наглядно-действеном плане (способ решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами). Однако уже на следующих двух ступенях развития
интеллекта — в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении (способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических действий с ними) - между
ними обнаруживаются разительные различия.
Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического
мышления, то как утверждают некоторые современные ученые, у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.
Однако наши исследования феномена говорящих животных опровергают эти представления, основанные на многочисленных неудачных попытках научить высших животных навыкам звуковой человеческой речи (ЗЧР).
Ранее специалисты, занимающиеся проблемой говорящих животных с высшими животными
(дельфины, антропоиды, кошки, собаки), после серии неудач отказались от обучения
животных навыкам ЗЧР. Основные причины, препятствующие научению животных навыкам звуковой человеческой речи,
заключены в отсутствии тогда реальной парадигмы при решении проблемы говорящих животных. Новая парадигма для говорящих животных, предложенная и реализованная нами, состоит в выделении
совокупности трех последовательных действий (процессов) для обучения
животных навыкам ЗЧР. Интересно, что это несколько напоминает о подобной ситуации и у людей.
Очень мало людей, способных подобно А. С. Пушкину совершенствовать язык.
Но научиться подражать услышанному может каждый. А затем систематизировать
и пополнять словарный запас при практическом употреблении языка.
Фактически, родившийся ребенок приходит в мир людей, у которых всего нескольких десятков тысяч лет назад, вследствие относительно небольшого в планетарных масштабах, но сложного историко-эволюционного
процесса, сформировался язык, и возникла речь, и теперь ему нет необходимости заново создавать речь и язык.
Здесь проявляются некоторые общие нейробиологические закономерности - формирование и функционирование
дополнительных функциональных систем связанных с речью, (Подробнее см. WWW.ZOOTON.NET,
раздел «Возникновение речи. Теория и практика». Модель комплексной функциональной системы),
которые в данном случае справедливы для людей и высших животных.
В
связи с этим появляется возможность реализовать обучение животных, как процесс
формирования и становления языковой системы под контролем людей
организующих этот процесс.
Словарный запас наших говорящих
животных (кошек, собак) достигает 85 слов.
Сейчас у наших питомцев хорошо поставленная «телеграфная речь» состоящая из двух слов. Изредка используют словосочетания из трех слов, однако аппарат анализа предложений (ААП) пока не сформирован. Наблюдается
широкое использование в их речи «прототипов понятий» с помощью слов: «правильно», «нормально», «давай», «рано», «мало». При этом высказывания наших питомцев довольно точные и «очень к месту», и иногда даже со
своеобразным юмором.
(Подробнее см.
www.yurypavl.ru ),
Для решения этой задачи необходимо выйти далеко за рамки общих вопросов взаимодействия между врожденным и приобретенным, что и делает изучение речи и языка одним из наиболее сложных разделов психологии.
Более простым является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Особенность его решения состоит том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят
врожденный постнатальный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных-антропоидов — и человека
имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.
Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.
Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических
потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком.
Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешасмым , т.е.
спорным. Это — потребности в общении (контактах с себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и
окончательно до сих пор не
известно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.
У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это — духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие
потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.
Человек. Возможное влияние животного происхождения
Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие — подчиненными.
Итак, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично
похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда
конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое. .
СССР. Основная научная ошибка
марксистско-ленинского учения.
В социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось
его животное происхождение[ Немов, 1997 ].
|
Современное состояние психологических и междисциплинарных подходов способствует по-разному и противоречиво объяснять явления связанные с разумом и поведением.
|
До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в
относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка
марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось
его животное происхождение[ Немов, 1997 ].
Возможно, для понимания подлинной детерминации человеческого поведения необходимо исследовать принципы человеческого общения и в первую очередь уровни восприятия, связанные с моделью мира конкретного
человека.
Продолжение - самостоятельная статья " Человек. Возможное влияние животного происхождения"
Наша статья впервые опубликована: 19.06.2010, 1:30
|